Авторская технология формирования математических представлений у дошкольников “Развиваюшка математика” или «Умнее с каждым днем»
«Умнее с каждым днем» – это не просто набор развивающих и обучающих заданий для детей от двух лет – это готовая программа по формированию математических представлений у детей, рассчитанная на четыре года обучения. Последовательное выполнение заданий обеспечит прочную систему знаний, которая станет хорошей базой для дальнейшего обучения в школе. Вам не понадобиться привлечение учебного материала из других источников, – в этом и уникальность, и простота применения. Но особая ценность данной программы состоит в том, что ребенок получит не только некоторые разрозненные знания по математике, он усвоит именно систему знаний. Любая информация, находясь, как отдельный элемент какой-либо области, быстро забывается и требует периодического повторения, а знания, являющиеся частью системы, сохраняются и углубляются при последующем обучении, их легко воспроизводить и использовать по назначению. Формирование системы – основная задача педагога, иначе все обучение будет лишь потерей времени и сил.
Учебный материал программы составлен в строгой последовательности, постепенно усложняясь и одновременно закрепляя предыдущий опыт. Каждое занятие занимает количество времени, определенное нормами для каждого возраста, оставляя запас для развивающих игр с пособиями на закрепление изученного. Описания игр Вы найдете в разделе – «примечания» к заданиям по соответствующим темам.
Некоторые задания встречаются в технологии развития мышления, памяти и внимания «Умнее с каждым днем» – задания одинаковые, но задачи разные. В заданиях на логику – задача провести параллель, соотнести, сделать простейший вывод, догадаться, что: например, два предмета соответствуют двум точкам в окошке – это символ количества, такой же, как символ звука речи – это буква. В математике – другая задача – понять и запомнить символы количества (определенное количество точек) – это поможет на следующем этапе – этапе овладения понятиями о построении числового ряда (увеличение точек на один), операциями сложения и вычитания без опоры на наглядность.
Нижеперечисленные задачи разделены на четыре этапа – по возрастам. Каждый этап содержит 72 занятия из расчета два занятия в неделю в течение 9 – 10 учебных месяцев, далее перерыв на летний отдых. Поэтому каждое 72 – е занятие – итоговое, цель этого занятия – выявить результат проделанной за год работы, и при наличии трудностей в какой-либо из тем, проработать их подробно еще раз. Соответственно, цель первого занятия каждого следующего этапа, – повторение пройденного, чтобы убедиться в готовности ребенка идти дальше. Для ребенка достаточно понимания задачи и выполнения заданий при помощи взрослого.
Основные задачи формирования математических представлений
Это тематический план, определяющий строгую последовательность: только убедившись в усвоении материала по очередному пункту, можно переходить к изучению следующего.
- Возраст 2 – 3 года: Изучение СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ: ЦВЕТ, ФОРМА, РАЗМЕР; далее, как усложнение классификация по одному, двум, трем признакам
Формирование представлений о количестве: МНОГО – МАЛО, ОДИН – МНОГО, БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ, СЧЕТ предметов.
- Возраст 3 – 4 года: Изучение математических знаков: ЦИФРА, КАК СИМВОЛ КОЛИЧЕСТВА,
ЗНАКИ «+», «–», «=», «>», «<», их значение и применение
Понимание разницы количества (НА СКОЛЬКО),
ЧАСТЬ – ЦЕЛОГО количества (МНОЖЕСТВА – добавление, убавление).
ОБРАЗОВАНИЕ ЧИСЛА (построение числового ряда путем добавления единицы, далее двойки и т. д.).
Добавление (СЛОЖЕНИЕ), убавление (ВЫЧИТАНИЕ).
- Возраст 4 – 5 лет: Формирование навыков УСТНОГО СЧЕТА: решение примеров по ЛЕСЕНКЕ,
понятие о ЧИСЛОВОМ ЛУЧЕ.
РАЗРЯДЫ (единицы, десятки, сотни). АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ (в том числе составление примера по условию задачи).
- Возраст 5 – 6 лет: КАЛЕНДАРЬ, построение.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ по часам (электронные и аналоговые).
СЧЕТ В УМЕ (сложение и вычитание в пределах десятка, сотни и т. д., без перехода через десяток)
Решение ОБРАТНЫХ ЗАДАЧ.