Новая Волгоградская технология комплексной подготовки детей к школе –
«Умнее с каждым днём»
С какого возраста развивать?
Я считаю, что эстетическое воспитание — долгий и очень тонкий процесс. С первых дней жизни малыша перед родителями встает выбор (и большая ответственность), чем наполнять жизнь младенца: какими звуками, визуальными стимулами, смыслами. Ведь мы можем сделать выбор в пользу классической музыки и народных колыбельных, которые являются носителями культурного кода и благотворно влияют на детскую психику. Или же включить «фоном» телевизор, решив, что младенцу «все равно, что слушать».
Как развивать ребенка эстетически?
Обращайте внимание на медиа-продукцию, с которой соприкасается ребенок: мультики, игрушки. К сожалению, в большинстве случаев их дизайн и рисовка оставляют желать лучшего.
Обращайте внимание малыша на красоту вокруг. Гуляя в парке, можно отметить необычные облака, яркие цветы, пение птиц, показать ребенку, как красиво блестит снег.
Говорите об эмоциях, называйте их, проговаривайте.
С детьми можно посещать музеи, выставки, галереи. Малыши будут в восторге от детских мюзиклов, сказочных представлений или музея кукол. Можно рассматривать репродукции картин дома, включать классическую музыку и аудио-спектакли.
Особое внимание уделяйте книгам, которые читает ребенок. Я считаю, что в литературе важно все: смысл, слог, иллюстрации. Я советую уделять особое внимание выбору литературы с хорошими, реалистичными изображениями и глубоким многослойным смыслом.
Сочетайте модальности. Литература, музыка, танец, рисование — все это может стать прекрасной базой для формирования фантазии, эмоционального интеллекта и эстетического развития у детей. Можно, например, предложить детям пофантазировать и придумать музыкальную композицию для персонажа из любимой книги или попробовать передать эмоцию с помощью танца.
Главное, погружать ребенка в мир искусства ненавязчиво, без принуждения и насилия. Кстати, то же самое касается и музыки, кино, литературы. Пусть у малыша всегда будет возможность сказать: «Эта картина мне не нравится», «Этот рассказ мне не интересен».
Эстетическое развитие — чаще всего это не какие-то специальные меры, а ежедневные бытовые выборы. Причем как детей, так и родителей. Мы выбираем одежду себе и ребенку, принимаем решение, сервировать ли стол за завтраком, украсить ли комнату цветами, пойти ли прогуляться по парку или провести день перед телевизором. Эти на первый взгляд незначительные мелочи влияют на детей гораздо больше, чем нам кажется. Дети наблюдают за родителями и на основании их выборов формируют свое представление о мире, о красоте, о том, что действительно важно. Поэтому я считаю, что эстетическое воспитание ребенка начинается с эстетического воспитания его первых учителей — его родителей.